Нравственные качества свидетельство здоровья психики

Итак, наличие у человека нравственных качеств это не только свидетельство его нравственного здоровья, но и свидетельство здоровья его психики. Поэтому чрезвычайно важно знать нравственные качества, которые свидетельствуют о психическом здоровье человека. Опишем основные из них.

Честность

Слово честность происходит от слова честь. Честь понимается, прежде всего, как внутреннее достоинство человека, доблесть, благородство души и чистая совесть. Соответственно, честный человек – это тот, в ком есть честь, достоинство, благородство, доблесть, прямота и правдивость. Особо отметим, что правдивость в данном контексте понимается не просто как отсутствие вранья, а как способность к видению истинной сути вещей. Эта способность предопределяет добросовестность честного человека и надежность его слова. Тот, кто честен, следует своим высоким нравственным качествам неукоснительно, потому что так велят ему совесть и долг. Честному человеку можно доверять и доверяться – он обладает чувством справедливости, надежностью и благородством.

Честность издавна считалась социальным и нравственным достоинством. По-настоящему честные люди всегда соблюдали нравственный кодекс, следуя не заученному правилу, а призыву души, что вызывало уважение. Кроме того, честью отличались люди высокого происхождения. Существовала прямая связь между понятиями «честь» и «элита»: чем выше происхождение человека, тем более он честен и благороден. Именно поэтому самым надежным и справедливым считалось царское слово. Давать ложные обещания, т.е. преднамеренно врать, или не сдерживать данных обещаний считалось позором и проявлением низости, т.е. это фактически означало демонстрацию низкородного происхождения. Следует подчеркнуть, что истинным признаком высокого происхождения человека была именно честность, а не должность или богатство. Отказ же в выполнении обещания, лукавство обнаруживали этакого «дворянина из конюшни». Поэтому если дворянин не сдерживал обещания, он подвергался публичному позору и мог просто лишиться титула. Сегодня, к сожалению, честным считается тот человек, который просто не врет, не обманывает и следует своим обещаниям. Для наших современников даже такое примитивное проявление честности – это уже замечательно. 

Ложь и обман отбирают у человека большое количество внутренних сил, поэтому с точки зрения поддержания энергетического баланса в организме врать невыгодно и очень накладно. Во-первых, вранье само по себе забирает огромную долю энергоресурса организма. Во-вторых, когда человек врет или дает ложные обещания, ему необходимо помнить, что именно и кому именно он говорил, чтобы не попасть в неловкое положение. Это тоже забирает огромную долю психической энергии. Из-за неоправданных энергетических затрат, возникших в результате вранья, у человека повышается тревожность и даже может возникнуть подавленность или, напротив, агрессивность.

Честность соседствует с таким качеством, как открытость, которое можно еще назвать отсутствием подлости. Открытый человек никогда не будет действовать у кого-либо за спиной, стоить козни и получать удовольствие от того, что жертва попала в ловушку. 

Верность и преданность

Это способность следовать своему решению делать что-либо вместе с кем-то. Быть верным и преданным означает добровольно отдать себя кому-то в полное распоряжение и сохранять за ним право распоряжаться собой до оговоренного момента. Эти качества имеют чрезвычайно важное значение в супружеских отношениях, в действиях команды, в решении долговременных задач на пользу всего общества в целом. Противоположным качеством является предательство, когда человек, который обещал свою верность и преданность на определенный срок, нарушает свое обещание. Предательство всегда вызывает сильные негативные эмоции, и его невозможно простить, поскольку оно может угрожать выживанию и даже стать причиной гибели отдельного человека, группы, племени или целого народа, и мы это подсознательно ощущаем. 

Добросердечие 

Добросердечие означает отсутствие нездоровой агрессии, то есть такой, которая проявляется без всяких видимых причин. Нездоровая агрессия всегда мешает адекватной оценке внешней ситуации и приводит к нецелесообразным действиям, которые могут повлечь за собой травму или гибель индивида. Добросердечие помогает строить нормальные отношения в группе, исключает необоснованные конфликты. 

Разумное распределение материальных ресурсов

Разумное распределение материальных ресурсов, иначе говоря, хозяйственность. У хозяйственного человека ничего не пропадает, он распределяет свои ресурсы таким образом, чтобы выжить самому и не забыть о тех, кто находится рядом с ним. Именно поэтому жадных и скупых людей никогда не любили и откровенно считали неполноценными. Существуют исторические свидетельства о том, что общество не только осуждало скупых — их могли даже судить и по суду заставляли тратить излишки на пользу своей семьи или на пользу нуждающихся и безвинно пострадавших. Наравне с жадностью осуждалось и мотовство, то есть безрассудная трата человеком всех своих средств. Жизнь «одним днем» воспринималась как психическое расстройство или безумие. Стяжательство и мотовство считались пороками, ясно свидетельствующими о неполноценной психике.

Целеустремленность

Целеустремленность, или способность следовать жизненно важной идее. Целеустремленный человек способен последовательно реализовывать поставленную цель, подчиняя всю организацию своей жизни служению этой цели. Если же он все время отвлекается от достижения поставленной цели или меняет ее, то его уже можно назвать непоследовательным. Как правило, у людей, не обладающих целеустремленностью, распылено внимание, они не способны к волевым усилиям, плохо ориентируются в происходящем и не умеют правильно расставлять приоритеты. Чем масштабнее и возвышеннее поставленные цели (конечно, с учетом жизненно важных приоритетов) и чем последовательнее их достижение, тем здоровее психика. 

Сегодня многие люди ставят перед собой цель личного обогащения. Не вдаваясь в вопрос, по каким причинам это происходит, скажем, что в любом случае такую цель нельзя считать проявлением нравственного здоровья, поскольку личное обогащение в традициях всех народов никогда не считалось достойной целью. То значение, которое сегодня общество придает материальному благополучию, создано искусственно. Современный человек живет в обществе потребления, и основная масса людей бессознательно подчиняется законам этого общества и даже проводит их в жизнь. Идея постоянного личного обогащения провозглашена и постоянно рекламируется теми силами, которым выгодна роль человека-покупателя, человека-потребителя, человека-пользователя. Если бы цель материального благополучия была бы подлинной, то она не нуждалась бы ни в какой информационной поддержке.

Жертвенность

Жертвенность, или способность жертвовать силами, временем, средствами ради достижения поставленной цели – свидетельство высокой нравственности и здоровья психики. Но жертвуя чем-либо, человек должен использовать только свои личные, а не чужие ресурсы. Как правило, ведущий жертвует ради ведомых своим благополучием, спокойствием, ресурсами, временем и т.д. Но и ведомый должен жертвовать ради ведущего. Если есть руководитель группы, который реализует важную цель, связанную с обеспечением выживания группы, то для рядовых участников группы проявлением психического здоровья является жертва ради своего руководителя, а значит, ради собственного выживания, ради достижения поставленной цели.

Смелость

Это способность принять любую невыгодную для себя ситуацию, оценить ее и адекватно на нее прореагировать: проявить сопротивление или принять поражение. Соответственно, трусость — это бегство от любой невыгодной ситуации или человека, который несет неприятности и неудобства.

Трудолюбие

Это способность выполнять работу или реализовывать деятельность, ориентируясь на достижение результата в оптимальные сроки. Хорошей иллюстрацией трудолюбия является сельский труд, когда посадить лук надо весной, а то он не успеет созреть, поливать огород надо рано утром, пока солнце еще не стало очень жарким, а то все культуры сгорят и т.д. Если человек упорно совершает полезную работу, достигая результата за определенное время, и эффективно распределяет свои усилия, значит, он трудолюбив.

Взаимопомощь

Взаимопомощь – это способность членов группы или родственников, объединившихся для решения какой-либо жизненно важной задачи, к бескорыстной и беззаветной поддержке друг друга.

Чистоплотность и порядок

Стремление к чистоте и упорядоченности, или чистоплотность. Если человеку неприятно сидеть в грязном доме и, движимый этим стимулом, он его регулярно убирает – он чистоплотен. Стремление к упорядоченности в расположении предметов быта, а также строгое отношение к своему поведению тоже говорит о чистоплотности. Чистоплотный человек не будет обманывать, сквернословить и совершать дурные поступки — ему помешает внутреннее ощущение чистоты. Чистоплотный человек не сможет смотреть на грязный город или замусоренный берег реки. Он будет видеть свой долг в том, чтобы убрать грязь и мусор. Если человек спокойно относится к грязному дому, улице, городу, пруду, реке и т.д. — он нечистоплотен, что свидетельствует о его нравственной, а значит, и психической неполноценности.

Бескорыстие

Бескорыстие – способность помогать людям без стремления получить выгоду. Это не означает, что бескорыстный человек должен, например, всем бесплатно шить сапоги. Он должен брать плату, чтобы обеспечить свое выживание. Если он рискует умереть от голода или у него нет места для ночлега, нет инструмента для изготовления сапог, он не сможет делать свое дело. Но бескорыстный человек может пошить сапоги и бесплатно для того, кто в данный момент остро нуждается в помощи, но ему нечем расплатиться.

Доказательством того, что бескорыстие является необходимым качеством человека, являются наши врожденные ожидания. Если мы прислушаемся к себе, то обнаружим в себе бессознательную веру в то, что если мы попали в трудную ситуацию, нам должны помочь на безвозмездной основе, т.е. бескорыстно.

Самоотверженность

Самоотверженность — это способность пожертвовать личным благом ради спасения другого живого существа или своего народа, а также вложение сил и энергии в деятельность, имеющую отдаленный полезный результат, который нельзя увидеть сегодня или который человек получит не лично для себя, а для своих детей или группы соплеменников.

Заключение

Мы привели описание основных нравственных качеств и еще раз повторим: проявление человеком этих и других нравственных черт — подтверждение его психической нормальности. Оспаривать это утверждение могут либо те, кто хочет иметь возможность безнаказанно проявлять безнравственность (преследуя какую-то свою выгоду), либо те, у кого просто не было случая убедиться, что только наличие нравственных качеств позволяет объединяться в команду и выживать. Если человек никогда не взаимодействовал с людьми ради достижения определенной цели, если он живет в городской квартире и у него нет нужды заботиться о тепле, пропитании и безопасности (ибо тепло проведено по трубам, еда продается в магазине, а охрану порядка осуществляет милиция) — все вышеописанное может показаться ему сомнительным. И действительно, городскому жителю, чтобы успешно существовать, вроде бы совершенно необязательно (и даже вредно) проявлять смелость, честность, самоотверженность, бескорыстие и т.д. 

Но если человек объединяется с другими людьми в команду для достижения общих целей или для того чтобы выжить — ему нет нужды доказывать необходимость проявления нравственных качеств и их связь с психическим здоровьем. Для него это очевидно. В экстремальной ситуации, в походе, в битве мы ожидаем от других проявления именно этих качеств, они выходят на первый план. Недаром возникло выражение «я бы с тобой в разведку пошел». В разведку отправишься не с каждым, а лишь с тем, кто добр, честен, предан, всегда готов протянуть руку помощи, подставить плечо и не будет требовать платы за то, что разжигал костер или помог преодолеть болото. Если в команде обнаруживается «слабое звено» — под угрозой оказывается достижение цели и само существование всей команды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий