VI. Как работает головной мозг?

Не всякое биологическое существо обладает нервной системой и головным мозгом. Человек является обладателем крупного головного мозга и следует уделить внимание основным принципам его работы.

Связь мозга с внешним миром

Чтобы понять, зачем человеку мозг и как он работает надо осознать тот факт, что основной функцией мозга любого живого существа является отражение реальной действительности в образах, удобных для восприятия. Для каждого живого создания реальность делится на внешнее и внутренне пространство, являющееся средой его организма. По отношению к внешней среде мозг – это зеркало, отражающее окружающий мир и позволяющее живому существу в нем ориентироваться. 

В этом смысле мозг является воспринимающим и передающим устройством. Сигналы из внешнего мира мы воспринимаем благодаря нашим органам чувств и нашему телу. Тело служит для того, чтобы регистрировать стимулы и сообщать мозгу информацию о внешнем мире и о внутренних процессах, а также для того, чтобы на эти стимулы отвечать. Информация поступает в мозг благодаря нейросигналам или живому электричеству. Мозг же производит анализ поступающей информации и формирует ответные реакции на поступившие сигналы. Нашей ответной реакцией на стимулы является наше поведение. Способность точно воспринимать сигналы внешнего мира, правильно их интерпретировать и адекватно на них реагировать – основа выживания любого биологического вида.

Связь мозга с внешним миром очевидна. Она заложена в самих принципах его формирования, потому что мозг формируется в определенной среде и именно среда является для него формообразующим фактором. Мозг земных существ формируется на Земле, а не на Марсе или в другой галактике, и его развитие полностью зависит от земной среды обитания, в которой он формируется. 

Сознательное и бессознательное

Продуктом деятельности мозга человека является психика, которая условно делится  на сознательную и бессознательную сферы. В сфере бессознательного нужно особо выделить врожденные программы и врожденные ожидания, которые являются базовым каркасом для формирования сознательного поведения и сознания вообще. Еще одной важной частью сферы бессознательного являются:

  • базовые перинатальные матрицы, формирующиеся в процессе вынашивания и рождения ребенка, 
  • воздействия матери, формирующие психику ребенка, которые имеют особую важность в период биологической незрелости ребенка (первые 3 года жизни). Развитие человека в этот период абсолютно зависит от воздействий матери и является базой для всего дальнейшего развития человека.  

Сфера бессознательного является основой для формирования сознательной сферы, в зоне которой лежит работа интеллекта и сознательное поведение человека.

Для того, чтобы понять, как устроена психика человека, недостаточно знать как работает мозг и нервная система, необходимо также понимать какую роль играют электромагнитное и морфогенетическое поля в работе его психики. Это важно учитывать для понимания процессов, которые остаются за кадром, но имеют большое значение для поведения, воспроизводства и жизнедеятельности человека в целом.

Итак, мозг формируется в определенной среде и предназначен для точного восприятия сигналов, которые исходят из формирующей его среды. Если мозг сформирован правильно, он никогда не ошибется в интерпретации внешних сигналов и в ответной реакции на них. Это свойство здорового мозга. Возникают проблемы, если у мозга есть поломки.

Как возникают поломки в развитии мозга

Конечно, мозг должен развиваться как полноценный орган, отлично выполняющий свою функцию. Но иногда в его развитие может коварно закрасться ошибка и привести к поломке. Такие поломки могут возникнуть несколькими путями. Это может быть наследственное нарушение, которое прячется в генетическом аппарате и передается по наследству. Может быть врожденное нарушение, которое возникает в процессе внутриутробного развития и рождения человека. Может быть приобретенное нарушение, которое в большинстве случаев возникает в процессе роста и развития ребенка в первые три года жизни, но может возникнуть и в течение всей жизни человека. 

Наследственные нарушения выражаются в грубых изменениях структур мозга и приводят к тяжелым психическим заболеваниям. Такие нарушения приводят к неадекватному восприятию сигналов внешнего мира и, соответственно, неадекватной ответной реакции на них. В итоге неадекватная интерпретация внешних сигналов и неадекватное ответное поведение приводит к гибели живого существа еще в раннем возрасте. В естественной среде у такого индивида нет шансов на выживание уже на стадии младенчества.

Врожденные страдания головного мозга могут возникнуть под воздействием травмирующих факторов в период зачатия,  внутриутробного развития и во время родов. К таким факторам относятся химические и физические воздействия. Это и всем известные радиационные воздействия, которые могут нарушить внутриутробное развитие ребенка, а также пьянство, курение, прием лекарственных средств во время беременности и т.д. Врожденные нарушения могут выражаться в недоразвитии нервной ткани, в слипании или разрушении нейронов и формировании в поврежденном месте рубцов и т.д. Это органические повреждения мозга, которые приводят к искажению восприятия внешних сигналов и нарушению логических связей, а значит и нарушению поведения.

Нарушения, приобретенные в первые годы жизни ребенка, если исключить физические травмы, выражаются в недоразвитии или отсутствии нервных связей в отдельных зонах головного мозга. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что мозг новорожденного является функционально незрелым. Это означает, что нейроны – нервные клетки – у него имеются, а связи между ними еще не построены. Чтобы передавать информацию из внешнего мира недостаточно ее просто воспринять. Надо донести ее до той зоны мозга, где проходит обработка именно этого сигнала, и связать зону восприятия с зонами, формирующими ответную реакцию. Основная масса нервных связей формируется у ребенка в возрасте от рождения до 3 лет, окончательно мозг созревает только к 21 году. Если формирование нервных связей нарушено, значит, будет нарушена либо обработка внешнего сигнала, либо ответная реакция на него. Такое нарушение будет выражаться в деформациях поведения. 

Главной причиной нарушений в развитии мозга в первые три года жизни является отсутствие необходимых стимулов для развития, которые ребенку поставляет мать. Чтобы мозг ребенка развивался полноценным, мать должна ухаживать за ним в соответствии с его физиологическими потребностями и врожденными ожиданиями, а также воспитывать свое дитя и учить его управлять своим поведением. Воспитание напрямую связано с развитием мозга и всей нервной системы. Если материнское поведение соответствует естественной данности, мозг ребенка будет полноценным, в противном случае развитие ребенка будет нарушено. Грамотное материнское поведение формируется благодаря обучению, предаваемому «от матери к матери», в этом плане материнские инстинкты являются лишь почвой для формирования здорового материнского поведения. Если такое обучение отсутствует, женщина никогда не сможет вырастить свое дитя здоровым. От материнской грамотности и обучения материнскому искусству напрямую зависит здоровье народов!

Итак, мозг отражает реальную действительность и помогает нам выстраивать логику восприятия, так называемые причинно-следственные связи. Если в мозге возникли органические дефекты, то формирование смысловых рядов будет нарушено и существо никогда не сможет вписаться в законы объективного мира. При любой поломке мозг уже не сможет выполнять свою основную функцию – адекватное отражение реальной действительности и формирование точной ответной реакции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий