Устройство общества или государственный строй

Устройство общества или государственный строй — это производная натуральной социальной структуры человеческого общества и его образа жизни. В других главах мы уже говорили о том, что у человека есть натуральные социальные ранги, есть иерархия, которая является поддерживающим окружением и социальным лифтом для изменения социального ранга, есть подлинные и ложные сообщества, территориальность и многое другое. Именно эта натуральная основа является базой для социального устройства общества, на котором базируется государственный строй. Поскольку человек жил сообществами из «своих», социальная структура распространялась на членов семейной группы, общины, племени или более крупного сообщества.


Народ

Структурированное человеческое сообщество из «своих» является народом. Народ обладает следующими признаками:

  1. Этнический признак, который предопределяет генетическую принадлежность всех членов группы к одной национальности или одному этносу.
  2. Территориальный признак, который предопределяет жизнедеятельность на определенной общей территории.
  3. Культурный признак, который предопределяет общность материальной, интеллектуальной и духовной культуры. И связанный с ним мировоззренческий, который определяется общей системой знаний о законах феноменальной реальности.
  4. Языковой признак, который определяет общую речевую и письменную систему коммуникации между членами сообщества.
  5. Национальная идея или общая для всех членов сообщества цель, которая достигается усилиями не одного поколения.

Если у сообщества людей есть все вышеперечисленные признаки, то оно является народом. Народ — это подлинное сообщество.

Структурной социальной единицей народа является семейная группа или община со своей территорией, которая при формировании государства представляет собой минимальное административное деление. Такая единица называется государствообразующей.

Ранговые группы и их численное соотношение

В главе «Табель о рангах» мы говорили о натуральных социальных рангах, свойственных человеку. Как мы знаем, выделяется 4-5 натуральных социальных ранга, представители каждого из которых обладают определенными психофизическими данными и нравственными качествами, устойчивостью к внешним раздражителям и масштабностью мышления, расположенностью к той или иной интеллектуальной или физической деятельности. Мы описали в соответствии со славянской культурой такие ранги, как чернь, простолюдины или хозяева, воины и волхвы или посвященные. 

Представители каждого ранга выполняли в сообществе определённые посильные полезные функции. Чернь выполняла самую простую работу и была на подхвате, выполняла поручения; хозяева обеспечивали материальное благосостояние своего народа; воины защищали свой народ и принимали участие в управлении; посвященные выполняли важнейшую функцию хранителей знаний, традиций и обрядовой культуры и обеспечивали преемственность знаний в поколениях. Соответственно представители каждой социальной группы имели численное выражение в определенной пропорции по отношению к численности сообщества:

  • - низший ранг или чернь составляет — около 40% популяции,
  • - ранг простолюдинов или хозяев составляет — около 35%,
  • - воины составляют — около 20%,
  • - посвященные  составляют — около 3-5%.

В принципе "народом" называют популяцию/общество со здоровой структурой, в которой представлены все ранги. Народом не называют всех вместе взятых представителей низших рангов, которые составляют большинство. Низшие ранги в силу биологических особенностей не способны принимать жизнеутверждающие решения относительно всей группы, поэтому наличие высших рангов — это гарантия выживания сообщества, и без них любая группа не может сохранять жизнестойкость. 

Следует отметить, что в норме в популяции не должно быть преступников, которые преднамеренно совершают криминальные деяния, подрывая жизнеспособность  популяции. Их доля может возникать и формироваться их низших рангов, поскольку именно в этой ранговой группе дегенеративные процессы могут возникать и нарастать с высокой скоростью. Если этот процесс начинает происходить, популяция начинает инверсировать, а затем сокращать численность вплоть до полного вымирания, если инверсия не прекратится.

Половой диморфизм и его социальное выражение

Поскольку у человека есть 2 пола — мужчины и женщины — натуральная социальная структура не может не учитывать этот факт. У человека есть деление социального управления по половому признаку. Представители каждого из четырех сословий есть как среди мужчин, так и среди женщин. Поскольку у человека есть разделение территорий на внешнюю мужскую и внутреннюю женскую, у него есть мужская и женская иерархия, которые живут и действуют практически независимо друг от друга. Решения одной группы обязательно учитываются другой группой, но полномочия не смешиваются и не перехватываются.

Возрастная смена рангов

Народ представлен не только мужчинами и женщинами. У всех приматов есть возрастные изменения, связанные с изменением физических параметров тела, стадией развития нервной системы и репродуктивными возможностями. В популяции всегда есть дети, подростки, молодые мужчины и женщины, пожилые и старые люди. Переход из одной возрастной группы в другую предполагает также и смену социального ранга. Соответственно можно поднимать свою позиции по вертикали переходят от ранга хозяев в ранг воинов, и в то же время менять свой ранг по горизонтали, переходя из ранга подростка в ранг половозрелых индивидов и т. д.

Продолжительность жизни человека, представителя вида Homo Sapiens, всегда была больше 45 лет по той простой и очевидной причине, что развитие головного мозга заканчивается именно в 45 лет. Развитие головного мозга коррелируется относительно общей продолжительности жизни, и если бы люди жили меньше этого срока, то развитие головного мозга заканчивалось бы раньше. Например, если бы все представители вида погибали в 35-40 лет, развитие мозга завершалось бы раньше в 25-30 лет.

Основной период накопления жизненного опыта человека происходит как раз в течение 45-50 лет независимо от того воин это или простолюдин, просто каждый накапливает опыт в своей социальной нише сообразно своей общественной функции и роду деятельности. А после 45 лет он способен уже этот опыт передавать и выполнять руководящие функции. Поэтому для человека вполне естественна герантократия. Это его видовая особенность. Правда, представители герантократии должны принадлежать к натуральному рангу посвященных.

Что определяет жизнеспособность сообщества?

Без сплоченности не выжить.
Для всех живых существ, ведущих групповой образ жизни существует отбор не только на уровне семейных линий, но и на уровне групп. Это групповой отбор. В этом смысле конкурентоспособными оказываются только те группы, которые обладают высокой степенью сплоченности. Чем выше сплоченность группы, тем она конкурентоспособнее и тем выше ее возможности сохраниться и передать свои знания и культуру соседям. Чем выше разобщенность, тем меньше конкурентоспособность группы, и тем меньше у нее шансов оставить о себе память, кроме захоронений. Разобщенные группы распадаются и вымирают, не оставив после себя следа ни в биологическом ни в социкультурном плане.

Чтобы сообщество было народом и уверенно сохраняло жизнеспособность многие столетия, оно должно обладать высочайшей степенью сплоченности внутри группы, что обеспечивается благодаря комплексу нравственных качеств, низкой агрессивности, коммуникабельности и умению договариваться, а также благодаря иерархии и умелому руководству, направленному на высокую скоординированность и слаженность жизнедеятельности группы.


Власть и управляющие

Натуральной социальной основой жизни человеческого общества являлись семья, община и племя. Семейные группы, связанные кровным родством, составляли общину, общины объединялись в племена и народы. Социальные группы не могут выживать без управления. Чтобы они были жизнеспособны, у них обязательно должны быть руководители или управляющие. Власть и управление у приматов осуществляется разными способами в зависимости от видовых качеств, условий среды и предъявляемых этой средой требований к выживанию.

Что такое власть?

Собственно власть — это руководство, управление и координация действий группы. В древних обществах власть воспринималась как жизнь в ладу с силами природы, поскольку сообщество людей воспринимало себя как часть природы, часть вселенной. Само слово происходит от выражения «в лад», «быть в ладу». Тот, кто представлял власть, должен был поддерживать лад, стоять на страже соответствия природным стихиям. Этот лад был воспринимаем представителями высшего ранга, а затем их устами сообщался всему сообществу. Именно такое восприятие власти соответствует нашим врожденным ожиданиям и является нашим неотъемлемым правом — жить в ладу со Вселенной и со своим сообществом.

Кто стоит во главе?

В связи с естественным социальным неравенством, предопределенным натуральной иерархией человеческого общества, половым диморфизмом и возрастными изменениями, управлением группой занимались наиболее приспособленные к этому члены общины или племени. Как правило, в древних родоплеменных сообществах управление осуществлялось представителями ранга посвященных того и другого пола, достигших 45-50 лет. Фактически это и была группа старейшин. Такой строй называется общинно-родовым, а способ управления теократическим, т. е. при котором власть принадлежит духовным лицам, обладающих достаточным жизненным опытом. 

Группа вполне могла управлять без конфликтов и раздоров, потому что у человека иерархичность не жесткая, в отличие от павианов, социум которых представляет жесткую иерархию. Более того, в течение жизни человек может менять свой социальный ранг, повышая или понижая его, и в этом нет ничего зазорного. Также у человека хорошо выражена способность к быстрой социальной ориентации и передачи лидерства в зависимости от сложившейся ситуации. Поэтому ответственность за группу может взять на себя один человек, но при необходимости он может поменяться обязанностями с кем-то другим, кто лучше выполняет ту функцию, применения которой требует сложившаяся ситуация. Поэтому группа старейшин могла себе позволять всевозможные ракировки, возглавляя разные виды хозяйственной или бытовой деятельности в зависимости от жизненных потребностей, что, несомненно, повышает жизнеспособность группы.

Откуда взялась монархия?

Итак, мы выяснили, что у человека, как социального существа, управление народом или государственное управление осуществлялось группой старейшин, обладающих самыми высокими психофизическими данными и богатым жизненным опытом. Это управление всегда разделялось на мужские и женские полномочия и все было хорошо. Однако, человечество каким-то образом пришло к идее монархии, которая исторически пришла на смену правления совета старейшин. В силу полового диморфизма и наличия параллельно существующих мужской и женской иерархий, таких монархов фактически было два. Что же стало причиной такого изменения?

Причиной этого стало развитие культуры, благодаря чему человек воспринимал окружающий мир, как некий божественный промысел и искал связь с могущественными силами природы, о которых мы рассказали в первых трех главах книги (I. Формирующая среда, II. Влияние космоса, III. Фактор времени и IV. Неизвестная Вселенная). В результате этих исканий выделился лидер или группа лидеров, обладающих способностью вступать в контакт с некими высшими силами. Таинство и причина власти монарха заключалась в его неких особых способностях, которые можно трактовать как сверхъестественные. Это подтверждается тем фактом, что в древнем мире повсеместно правители были одновременно и жрецами и отправляли священные обряды. Тому примером являются Древний Египет, Древняя Греция, как, впрочем, и все древние царства. Магическое происхождение королевской власти очень хорошо демонстрирует обширное этнографическое исследование  Джеймса Джорджа Фрэзера, изложенное в книге «Золотая ветвь». 

«Соединение царского титула с отправлением жреческих обязанностей было в Древней Италии и Греции обычным делом. В Риме и других городах Лациума был жрец, называвшийся Царем Жертвоприношений или Царем Священных Обрядов, а жена его носила титул Царицы Священных Обрядов. В Афинской республике второе (по значению) из ежегодно избираемых должностных лиц именовалось Царем, а его супруга — Царицей. Оба они исполняли религиозные функции

Подтверждением этих представлений о монархии является культура Древнего Египта, которая изучена довольно хорошо благодаря множеству сохранившихся артефактов. Эти источники обнаруживают, что она была ориентирована на развитие духовности как индивидуальной, так и коллективной. Главной целью, национальной идеей этого народа было достижение высшего духовного царства, освобождение от грехов земной жизни и воссоединение с божественным, воссоединение с Богом-прародителем народа Древнего Египта. Египтяне считали, что они не смогут найти духовного спасения без царя. Им был нужен царь для выполнения духовной миссии спасающего Владыки всего народа. В Древнем Египте существовало представление о том, что «власть – это не командовать другими, а власть – это возможность помогать другим в спасении». А миссия спасения виделась, прежде всего, в утверждении Правды, Истины-Маат. Чтобы видеть Истину и утверждать ее на земле нужно обладать особым даром и близостью к богам. Таким человеком и был фараон Древнего Египта.

Итак, главной функцией короля, как связующего звена между народом и миром богов, была задача обеспечивать своим волшебным присутствием благоденствие своего народа. При теократии король был обязан давать своему народу истинные законы, лечить/исцелять наложением рук, влиять на погоду, обеспечивать урожай, предсказывать судьбу, отклонять несчастья и делать многое другое. Эти представления сохранялись в Европе очень долго. Вплоть до 18 века обязанностью королей в Великобритании было лечение прокаженных наложением рук, что являлось подтверждением их «божественного происхождения».

Таким образом, в первобытных обществах человек использовал в качестве государственного устройства родо-племенной строй, а в качестве формы управления — теократию, которая осуществлялась советом старейшин или монархом, занимающими высший натуральный социальный ранг в группе. Такое государственное устройство и форма управления являются базовыми и позволяющими наилучшим образом организовать жизнь человеческой группы. Это и есть натуральная основа государственности, которая должна лежать в основе государственного строя любой общности людей.

Если приходят чужие

Управление сообществом «своих» или народом осуществляется в соответствии с натуральной иерархией, но все меняется при вторжении чужих.  У человечества есть досадный период, когда группы гомид (это семейство приматов, включающее людей и больших человекообразных обезьян) не брезговали охотой на себе подобных, рассматривая чужаков просто как добычу. В ходе эволюции и исторического процесса отношения между группами гомид изменялись. Появилась практика использования иноплеменников не только в качестве продукта питания, но и взятия их в плен с целью использования для выполнения каких-то хозяйственных работ. Впоследствии эта практика породила работорговлю. Таким образом, суть вторжения чужих — это всегда охота и грабеж. Результатом охоты является убитая добыча или живой пленник, а результатом грабежа — присвоение чужого имущества.

В дальнейшем ходе истории оказалось, что обладание множеством пленников дело хлопотное: надо как-то организовывать их жизнь, охранять, кормить, поить и пр. Поэтому практика пленения сменилась на наместничество. Более сильное племя завоевывало более слабое и оставляло в завоеванном поселении «своих», чтобы присматривать за завоеванным племенем и командовать им. Эта история нам известна по Древнему Риму, Древней Греции и многим другим древним государствам. Вторжения чужаков и разрушение групп  происходило в результате группового отбора, в ходе которого менее сплоченные, а значит и менее  конкурентоспособные группы, оказывались захваченными или уничтоженными чужаками. 

В современности в этом плане ничего не изменилось. Если есть племя, территориальная группа из «своих», в ней будет осуществляться управление сообразно натуральной иерархии, которая у человека не очень жесткая и ориентирована на половой диморфизм. Если группа утратила необходимый уровень сплоченности, возникает высокий риск вторжения чужаков. Если  чужакам удастся перехватить управление в какой-то группе, то обязательно будут притеснения и грабежи, что и происходит во многих государствах, где представителей власти выбирают или назначают, фактически внедряя чужака в территориальную социальную группу. Надо сказать, что в человеческом обществе выборы всегда будут профанацией, потому что человек к такому способу определения представителей власти априори не приспособлен.


Что же сегодня не так с госуправлением?

Напомним, что  в основе государственного строя у человека лежит натуральная иерархия, заданная биосоциальными законами развития биологических видов, ведущих групповой образ жизни. В предыдущем изложении  мы уже говорили о человеческой цивилизации, о ложных и подлинных сообществах, о паразитарных системах и о критериях здоровья общества. Если с точки зрения биологии человека посмотреть на современное госуправление странами и государствами, на провозглашение демократий, диктатур, коммунизма и других формаций, становится понятно, что современные различные типы госуправления — это просто девиантное поведение популяции, сокращающей свою численность. Более того, во многих странах — это подавление местного населения пришлыми чужаками, которые с помощью всяких уверток и манипуляций хотят выдать себя за «своих», чтобы обеспечить себе комфортный плацдарм для грабежей, притеснений и насилия.

Но сокращение численности человека должно когда-то закончиться. Кроме этого, есть возможность притормозить и отрегулировать этот процесс коллапса, если вспомнить о биосоциальной базе нашего вида и привести госуправление в соответствие с ее законами. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий