VII. Социум и табель о рангах

Человек – существо социальное. Если бы человек не вел групповой образ жизни, он не жил  семейными группами, племенами, общинами, не образовывал бы города и поселки и понятия «общество» не существовало бы как такового. Если же человек приспособлен жить группами, значит должно быть биологически заданное разделение на социальные ранги, которое определяется психофизическими данными каждого члена группы. А это означает, что человеческое сообщество должно обладать совершенно определенной биологически обоснованной иерархической структурой, которая должна представлять собой  поддерживающее окружение и обеспечивать максимальное развитие каждого индивида. 

Ранговость и иерархичность — это общее натуральное свойство всех живых существ, ведущих групповой образ жизни. Поскольку человек является представителем биосферы и живет группами, ему тоже свойственна ранговость и иерархичность. Давайте для наглядности рассмотрим примеры из животного мира.

Ранги и иерархия в биологическом мире

У муравьев, термитов, пчел и т.д. имеются ярко выраженные ранги, закрепленные физически, и их невозможно обойти или перепрыгнуть. У муравьев, например, есть рабочие муравьи, муравьи солдаты, матка и т.д. Пчелиный улей также представляет собой четко организованное сообщество, где ранги закреплены физически:

«Молодая пчела-нянька, безвылетная и стерильная, работает только с личинками, как в детском саду. Она полирует ячейку, трамбует пергу головой. Есть рабочие пчелы. Есть охрана. Старые пчелы-водоносы участвуют в воровских набегах на другие пчелиные семьи, так как им терять уже нечего. Есть даже своя пенитенциарная система. Но надсмотрщиков у пчел нет, у них сознательность на генном уровне. Трутни пыльцу не собирают, зато оплодотворяют матку. Рабочая пчела живет в среднем 20-25 дней, матка до шести лет». 

Такое жесткое закрепление рангов связано с короткой продолжительностью жизни и примитивным устройством нервной системы. Чем сложнее нервная система у групповых существ, чем дольше продолжительность жизни, тем сложнее их ранговая структура. Соответственно у стайных птиц и групповых млекопитающих ранги существуют, но внешне они закреплены менее внятно, чем у насекомых. Это связано с тем, что млекопитающие живут значительно дольше насекомых и в течение жизни могут менять свой ранг – повышать или понижать его. Чаще всего ранговый статус связан с возрастом. Для каждого вида существует свой оптимальный возраст, в котором животное может занять лидирующее положение. Как правило, лидирующее положение в группе занимает психически наиболее устойчивое, интеллектуальное, крупное, сильное и ловкое животное.

Еще стоит сказать о том, что у всех млекопитающих сообщество делится на альфа-, бета- и омега-особей, т.е. доминантов, субдоминантов и субординантов. Сообщество делится на А и Б психотипы. Доминанты и субординанты принадлежат к А типу, а субдоминанты – к типу Б. Доминаты и исполнители представляют собой инверсию одного и того де психического типа. Субдоминанты представляют собой интеллектуальный стержень сообщества. Также надо отметить, что любое сообщество содержит определенную пропорцию «работяг» и «потребителей». В частности в колониях млекопитающих работягами являются сильные взрослые особи, а потребителями являются детеныши, старики и инвалиды. Если к этим группа прибавляются другие потребители, популяция обречена на свертывание.

В связи с тем, что на биологическом уровне ранговость и иерархия социума – это ожидаемые явления, которые формируются как видовые признаки, они не могут быть не представлены инстинктивными программами поведения и врожденными ожиданиями. Поэтому врожденные программы ожидания структурированной группы и стремление определить свой ранг в иерархии, несомненно присутствуют и не регулируются сознанием. Мы видим проявление этих программ у человека, по сути, каждый день в виде соревнований или конкуренции.

Жизнь в разных условиях окружающей среды и разный уровень эволюционного развития предполагает разные модели социальной организации живых существ. Главной целью рангового или ролевого разделения группы является обеспечение выживания и совершенствование психофизических качеств вида. Значение этой биологической задачи становится особенно актуальным, если учесть, что солнечная активность влияет на конституциональные и психические особенности поколений, а это условие является веской причиной для реализации отбора лучших в рамках каждого сообщества.

Иерархия — это система система подавления или поддержки?

В свое время советская пропаганда представляла иерархию, как систему подавления и эксплуатации и именно такая ассоциация частенько возникает, когда заходит разговор об иерархии. Однако, это всего лишь результат черного пиара, вредоносной пропаганды. Естественная иерархическая структура любого сообщества не является дискриминацией одного иерархического звена другим, это всего лишь оптимальное средство для выживания и развития популяции, а также комфортная среда существования для каждой биологической единицы сообщества сообразно ее реальным возможностям.

Ранговость, а вместе с ней и иерархия, появились эволюционно. Как известно, эволюция отбирает только те качества, которые способствуют выживанию. Из этого вытекает, что иерархия — это  биологическим свойством сообщества, направленное на оптимальное распределение ролей, поскольку в организованной группе выживать легче, чем в одиночку или в неорганизованном сборище. Если ранговость и иерархия появились как способ выживания, так могут ли они являться системой подавления? 

«В природе иерархия представляет собой поддерживающее окружение, комфортную социальную среду, позволяющую максимальным образом реализовать внутренний потенциал каждого члена группы. В иерархии учитывается пол, возраст, уровень знаний и потенциал каждого члена группы. Все природные сообщества заинтересованы в том, чтобы в них было как можно больше физически и психически сильных особей/индивидов с адекватным поведением и максимально раскрытым внутренним потенциалом. Именно сильная часть группы обеспечивает ее выживание…»

Таким образом, эволюционно отбиралась лишь такая организация сообществ, которая являлась поддерживающим окружением и увеличивала шансы на выживание как каждого члена группы, так и группы в целом. Если эволюция двигалась этим путем, значит это правило распространяется и на человека. Итак, иерархия не имеет никакого отношения к искусственному унижению одних и возвышению других!

Системы взаимоподавления возникают только при сбое надпопуляционных программ выживания и бывают направлены на сокращение численности сообществ. Как раз системы подавления не дают никаких преимуществ ни для выживания, ни для воспроизводства, поскольку затюканные особи не способны ни обороняться, ни продолжать род, ни добывать пропитание, ни заботиться о собственном здоровье. Как правило, такой перекос возникает, если у группы дружно нарушилась психика и их нервная система превратилась в сломанный компьютер.

Социальная иерархия в разных культурах

Социальное устройство человеческой группы имеет аналогичные общебиологические цели со своей спецификой, характерной именно для человеческого сообщества. Таким образом существует биологически обоснованная социально-иерархическая модель человеческой популяции, которая обеспечивает ее наиболее эффективное существование.

До недавнего времени социальные ранги чрезвычайно широко использовалось для определения психофизических возможностей тех или иных членов популяции и, соответственно, определения их социального ранга и места в иерархии. Подобное деление существовало в Древнем Египте, Китае, доколумбовой Америке, Европе и других странах. В Индии оно сохранилось до сих пор. Рассмотрим примеры социальной иерархии в разных странах.

Социальная иерархия в Индии

Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 гг. до н.э.) делились на четыре главных сословия, позже названные варнами (от санскритского слова «цвет»): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Согласно легенде, варны произошли от первочеловека Пуруши:

Самое первое и раннее упоминание о варнах содержится в ригведийском гимне “Пурушасукта”, в котором повествуется о происхождении варн из частей тела мифического первочеловека Пуруши. Брахманы — из уст, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер, шудры — из ступней.

Источник: http://ancient.gerodot.ru/topics/data/india/india12.htm

А вот еще отрывок с упоминанием о «Законе Ману»:

В «Законах Ману» создание варн и распределение по ним описывается следующим образом: «А ради процветания миров он [Брахма] создал из своих уст, рук, бёдер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру <…> А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение [вед], жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение [милостыни] он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [вед] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [вед], торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением» (Законы Ману). То есть определение варны соотносится с родом социальной деятельности.

Источник: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/varni-etapi-na-puti-k-soverschenstvu/

Каждая варна имеет совершенно определенные характеристики, направленные на распределение функций в зависимости от психофизических возможностей человека. Приведем их описания.

Шудры – слуги, рабочие, крестьяне. Это молодые души, которые недавно встали на путь развития и не обладают духовным опытом.

Вайшья – купцы, торговцы, ремесленники, скотоводы, земледельцы. Однако, вайшья не обрабатывали землю напрямую как шудры. Сегодня кроме всего прочего они ведут банковские дела и занимаются финансовой деятельностью. Это души, накопившие весьма скромный духовный потенциал, который можно назвать начальным.

Кшатрии – воины, главной задачей которых являлась охрана страны. Кроме этого кшатрии являются управляющими. Это люди, которые имеют достаточный духовный опыт для того, чтобы стремиться к праведности. Это зрелые души, которые уверенно идут по пути духовного совершенствования.

Брахманы – посвященные, священнослужители, жрецы. Это люди, находящиеся на самой высокой ступени духовного развития. Брахманы, или брамины, сознательно идут по пути служения Богу и являются Учителями.

Неприкасаемые. Кроме вышеперечисленных варн в Индии есть пятая, самая низшая – это  неприкасаемые, которых не относят ни к одной варне, однако, фактически они существуют и их можно считать особой варной вне варн. Предполагается, что сословие неприкасаемых возникло из чужестнацев, переселившихся на территорию Индии в древние времена. Поскольку они были пришлыми, могли расцениваться как рабы и были выделены в бесправное сословие вне сословий. К неприкасаемым также относят разбойников и преступников, словом, криминал.

Источник: http://indonet.ru/statya/poyavlenie-varna-drevnei-indii-arii

Касты. Варновая иерархия не является конечной. В пределах каждой варны есть подсословное деление с дополнительным распределением общественных функций — это касты. Обычно, каста соответствует какой-либо профессии или роду деятельности. Например, среди вайшья существуют каста торговцев специями, каста торговцев обувью,  каста торговцев овощами и т.д. В России очень часто используют слово «каста», подразумевая сословное разделение общества, что не идентично значению этого слова в Индии.

Социальная иерархия феодальной Европы

В феодальной Европе общество делилось на четыре основных сословия.

Чернь – люди, находившиеся на самой низкой ступеньке духовного развития, которые могли выполнять лишь неквалифицированную работу. 

Фактически, чернь в Европе имела такой же статус, как неприкасаемые в Индии. К ним относили пленников, т.е. чужестранцев, фактически рабов, которые ничего не знали о местной культуре и говорили на другом языке. В какой-то момент времени чернью стали называть не только чужеземных пленников-рабов, но и невежественную непросвещенную часть соплеменников низших сословий, не обладающих знаниями и нежелающих учиться.

К этой группе относили также разбойников, грабителей, воров, ростовщиков или менял, пиратов и людей, содержавших бандитские промыслы.

Купцы, крестьяне, ремесленники – это хозяева, торговые люди, которые производили материальные блага или перевозили их из страны в страну, обеспечивая тем самым материальное благосостояние своего народа. Накопленный духовный опыт позволял им вести собственное хозяйство.

Знать, или дворяне – это воины или рыцари, которым, в последующем стали присваивать титулы: барон, граф, маркиз или герцог. Уровень воина определялся его духовными качествами и личными заслугами перед Отечеством.

Духовенство – люди, которые сознательно идут по пути служения Богу. Они способны хранить и передавать духовные знания, просвещать и направлять в духовном развитии представителей более низких сословий.

Социальная иерархия у славян

Существовало деление на сословия и у древних славян. Большинство источников описывает три социальные группы.

На Руси также имелось понятие «чернь». Например, в истории Великого Новгорода есть описания того, что вечевые сборы нередко заканчивались мятежами невежственной черни, которой было подавляющее большинство. Общественная функция черни – исполнение поручений, кним относились слуги и чернорабочие. 

Разбойники и преступники были вне сословий, этакая обочина цивилизации. Их старались нейтрализовывать и переселять в местности подальше от поселений.

Простолюдины или хозяева – земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы, купцы. Это ранг хозяев и торговых людей, которые производили материальные блага для своей общины, племени, народа.

Воины – люди княжеской и боярской крови, военноначальники и управляющие, служащие своему Отечеству вместе с царем или королем. Их главная задача – защита и охрана своего народа, поддержка порядка и управление большими территориями, на которых народ живет народ. 

Волхвы – посвященные, хранители духовных знаний, традиций и обрядовой культуры. Описание этого сословия можно встретить в текстах арабского путешественника Ибн Русте: «Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их, русов, начальники. Случается, что они приказывают принести жертвы Творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, лошадьми. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак не возможно...»

В «Сказании об основании града Ярославля» говорится, что слова волхвов воспринимались как слова самого Волоса. А про одного из них некие «невегласи»-невежды даже в XVII веке уверенно рассказывали, что тот «в Боги сел»! Кстати, с божественным статусом волхвов соглашались не только путешественники и исследователи, но и православные авторы. В славянской Прибалтике жрец, обращаясь к простому человеку, мог заявить: «Аз есмь твой Бог, аз есмь тот, кто облекает луг травою и растения листвою, в моей власти дать плоды нивам и деревьям, приплод стадам и все, что служит на пользу людям; все это я даю почитающим меня и отнимаю от отвращающихся от меня». Вот это и есть летописное «творяше ся аки Бог»!

Повышение социального ранга

В культуре существовали методы определения натурального социального ранга каждого члена общества. Ранговые отличия индивидов вполне внятно проявляются уже к 8 годам. Эти выделившиеся социальные ранговые группы в определенный исторический момент и стали называть сословиями или варнами. В отличие от муравьев и пчел у человека,  как и у всех млекопитающих, ранги не закрепляются физически, потому что в течение жизни особь/индивид меняет свой социальный ранг.

Поскольку человеческое общество — это поддерживающее окружение, где есть заинтересованность в максимальном проявлении лучших качеств каждого, оно предусматривало повышение рангового статуса в течение жизни. У социальных животных переходы с одной ранговой ступени на другую может подтверждаться физическими признаками: изменением форм, окрасом, поведением. У человека это выясняется путем соревнований, испытаний, инициаций и т.д. 

Ранговость в социальных группах любых живых существ не передается по наследству. Это то, что нужно приобретать в течение жизни, опираясь на врожденные данные. Стремление соответствовать рангу и повышать свой ранг в рамках диапазона стартовых возможностей, подталкивают инстинктивные программы поведения. Других рычагов, чтобы заставить индивида развиваться не существует! Ранговость млекопитающих тесно связана с процессом воспроизводства. Если особь не осознает и не повышает свой ранг она автоматически будет исключена из репродуктивного процесса, а особи это не выгодно! В этом смысле репродуктивный стимул — это самый надежный стимул для развития и повышения социального ранга. В этом смысле человек ничем не отличается от других млекопитающих.

 Таким образом у человека есть возможность повышать свой социальный ранг в течение жизни и в этом смысле иерархия выполняет функцию социального лифта. В каждой культуре существовали традиции, позволяющие каждому подняться по социальной лестнице, если у него хватало для этого личных качеств.

Инверсия общества

Не всегда в обществе присутствует адекватная иерархия. Бывают периоды, когда наступает инверсия, характеризующаяся чрезмерным увеличением численности черни. Одновременно с этим в обществе значительно увеличивается число душевнобольных людей и людей с пограничными состояниями психики. Этот процесс происходит тогда, когда чрезмерно увеличивается численность популяции. Такое увеличении всегда происходит из-за пополнения популяции представителями низших социальных рангов, которыми являются люди с не очень здоровой психикой. В человеческом обществе в условиях инверсии управление обществом попадает в руки низших ранговых групп. В этой ситуации начинается использование иерархического положения для подавление окружающих.

 Биологической целью инверсирующей популяции является сокращение ее численности. Чернь в силу своей огромной численности создает своеобразную систему «спрут» и всячески препятствуют развитию общества, пытаясь всех подровнять под свой низкий психофизический статус. В этой ситуации управляющее меньшинство, обладающее низким ранговым статусом, занимается подавлением представителей высших ранговых групп. Примером тому может служить классовая борьба большевиков, уничтожение высших сословий во времена Великой Французской революции.

В инверсирующих человеческих популяциях реальный и декларируемый ранги не совпадают. В таких условиях натуральный социальный ранг уже не соответствует выполняемой в обществе функции и возникает такое понятие как «должности» и «назначения».

8 комментариев:

  1. Да, люди не равны - это факт. Чем скорее это человек поймет, тем быстрее он будет счастливым принимая самого себя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Идея равенства хороша в сумасшедшем доме, а в нормальной жизни она является препятствием к развитию общества.

      Удалить
  2. Естественная ранговость в социальных группах и репродуктивный стимул - вот двигатель человеческого прогресса.
    Необходимо возвращаться к осознанной здоровой иерархии, инициациям и преемственности!

    ОтветитьУдалить
  3. К сожалению, общество забыло о том, что нам тоже присуща иерархичность. Как обычному современному человеку определить, к какому социальному рангу он относится?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По мере возвращения к норме появляются и способы определения натуральных рангов. Для того, чтобы все стало на свои места надо перестать втискивать иерархичное человечество в рамки "свободы, равенства, братства", а заняться поиском ответов на вопросы "кто я? и где мое место в иерархии?".

      Удалить
  4. Действительно, ведь все так! Пока пальцем не показали, не было так очевидно.
    Про черный пиар иерархии - тоже в точку, поскольку лично у меня до недавнего времени это понятие ассоциировалось с чем-то подавляющим, и совсем не здравым инструментом выживания группы.
    Очень интересно было бы узнать подробнее о том, как проявляются признаки того или иного ранга к 8 годам ребенка.

    ОтветитьУдалить
  5. Для себя запомнила фразу «на биологическом уровне ранговость и иерархия социума – это ожидаемые явления, которые формируются как видовые признаки». Как бы хотелось жить таком в поддерживающем сообществе, где каждый максимально реализует свой потенциал. Но, увы - у нас инверсирующая популяция.

    ОтветитьУдалить
  6. "Свобода, равенство и братство" плохо даже в психбольнице: если врач равен пациентам, то кто же будет им оказывать помощь:

    ОтветитьУдалить